Требование об уплате налога

Новые правила в требовании об уплате налога

Если налогоплательщик (в т. ч. физлицо) допустил образование недоимки по налогам, ИФНС высылает ему специальный документ — требование об уплате налога. С 01.01.2022 правила выставления и получения ответа на данный документ изменились. Рассказываем, какой принцип работы с требованием об уплате налога действует в 2022 году.

  • Что представляет собой требование об уплате налога
  • Что поменялось в 2022 году
  • Итоги

Что представляет собой требование об уплате налога

Требование об уплате налога — это специальное извещение должника — налогоплательщика о наличии долгов по налогам, а также о необходимости погасить недоимку в срок, установленный Налоговым кодексом РФ для конкретного налога (ст. 69 НК РФ).

Высылается оно налогоплательщикам только по факту уже имеющейся недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ). То есть, если последняя дата уплаты налога только приближается, но фактической задолженности еще нет, документ лицу заранее не направляется.

Требование должно быть направлено в определенный срок — не позднее трех месяцев со дня выявления задолженности перед бюджетом (п. 1 ст. 70 НК РФ). Если сумма долга не превышает 3 000 руб. — не позднее одного года со дня выявления долга. Ответственна за направление документа та ИФНС, в которой налогоплательщик состоит на учете. Также не исключен вариант, что требование направит ИФНС, выявившая недоимку.

Направлено оно может быть:

  • лично лицу в руки (при этом инспектор берет с получателя расписку о получении);
  • заказным письмом по почте;
  • через личный кабинет на сайте ФНС;
  • в электронной форме.

Требование, направляемое физлицу, включает информацию:

  • о сумме накопившейся недоимки;
  • сроке уплаты, когда конкретный налог должен был быть уплачен по закону;
  • размере пеней;
  • сроке, в который требование необходимо исполнить (стандартно — 8 рабочих дней, но может быть установлен и более длительный срок);
  • мерах по взысканию налога, которые будут применяться налоговой, если должник проигнорирует требование по уплате.

Полученное требование необходимо исполнить (т. е. погасить имеющийся долг вместе с пенями). Таким образом, получение такого документа лицо не может рассматривать как просто уведомление или напоминание. Это именно директивное требование исполнить налоговые обязательства. Игнорирование этого требования приведет к принудительному взысканию долга, а именно к списанию денег со счета должника. Поэтому в интересах налогоплательщика оперативно и в полном объеме оплатить недоимку.

О том, как исполнить требование об уплате налога, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.

Что поменялось в 2022 году

С 01.01.2022 скорректирован порядок работы с требованием. Теперь у налогоплательщиков есть больше времени на то, чтобы исполнить требование или направить на него мотивированный ответ.

Новые правила утверждены приказом ФНС РФ от 07.09.2021 № ЕД-7-8/[email protected]

Теперь срок отправки квитанции о получении требования должником составляет 6 рабочих дней. Ранее это нужно было сделать в течение одного рабочего дня с момента получения требования. Кроме того, по действовавшим ранее правилам налоговой инспекции нужно было обязательно подтвердить, что документ вручен должнику. Для этого лицо должно было выслать квитанцию о получении требования. Теперь эта формальность не является обязательной. В 2022 году требование считается по умолчанию полученным в тот день, который указан в квитанции о получении. Если налогоплательщик вовсе не посчитал нужным отправить квитанцию в налоговую, то все равно считается, что он получил требование об уплате налогов на 6-й день с даты его отправки.

Следовательно, согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, требование в любом случае будет считаться врученным по истечении 6 дней с даты отправки (в т. ч. заказным письмом, даже если должник не получил его). Это дает налоговой инспекции возможность быстрее переходить к процедуре взыскания, а у должника не будет возможности затягивать оплату из-за якобы не врученного ему документа. Шесть дней отсчитываются со дня, следующего за днем направления требования.

На то, чтобы оплатить недоимку, у налогоплательщика есть 8 рабочих дней (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Ранее, если должник не отправил в ИФНС квитанцию о получении требования, налоговая блокировала его счет. Теперь эта практика отменяется. Право блокировки счета за ИФНС сохраняется, но по другим основаниям. Сам факт неотправки квитанции должником больше не будет причиной для блокировки счета.

Еще одним изменением стала отмена дублирования документа в бумажном виде, как это было ранее. Электронной версии теперь достаточно для уведомления. Бумажный документ по почте высылается в том случае, если у налогоплательщика нет электронных каналов связи (что в настоящее время редкость).

Отметим, что налогоплательщик может отказаться получать требование. Но свой отказ нужно оформить документально, а именно выслать налоговой уведомление об этом. Отказаться допустимо только по трем основаниям:

  • требование предназначалось другому лицу (ошибка ИФНС);
  • нет усиленной квалифицированной ЭЦП;
  • документ не соответствует установленному ФНС формату.

В иных случаях требование считается полученным и подлежащим исполнению.

Итоги

В 2022 году у налогоплательщика есть больше времени на получение требования об уплате налога — 6 дней. После чего оно по умолчанию считается врученным и подлежит исполнению в течение 8 рабочих дней. Если требование направлено лицу по ошибке, нужно сразу уведомить об этом налоговую, чтобы избежать санкций и дальнейших неприятных разбирательств с ИФНС.

О порядке уплаты налогов и взносов узнайте в нашей рубрике «Уплата налогов (взносов)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новые правила работы с требованиями об уплате налога

С 1 января 2022 года у налогоплательщиков будет больше времени для ответа на требование, а полученным оно будет считаться через шесть дней с даты направления, даже если квитанция с подтверждением не была отправлена.

Как изменится порядок

С 1 января 2022 года вступает в силу Приказ ФНС РФ от 07.09.2021 № ЕД-7-8/[email protected] Он отменяет старый порядок направления требования об уплате налога (приказа ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]) и дополняет действующие правила обмена документами с налоговой.

В течение одного рабочего дня с момента получения электронного требования

В течение 6 рабочих дней со дня, в который налоговая отправила электронное требование

Дата, указанная в квитанции о приеме

Требование считается принятым налогоплательщиком, только если он отправил в налоговую квитанцию о приеме

Дата, указанная в квитанции о приеме

Если налогоплательщик не направит квитанцию, налоговая будет считать датой получения требования шестой день после отправки

Отсчет шести рабочих дней начинается со дня, следующего за датой направления требования. Датой направления считается день, зафиксированный в подтверждении даты отправки электронного документа.

По новому порядку требование будет считаться полученным независимо от того, направлена квитанция или нет.

Блокировка счета за неотправку квитанции на требование об уплате не предусмотрена. Такая мера ответственности применяется, только если не направить квитанцию о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове (п. 6 ст. 6.1, пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Срок для отправки квитанции

Если отправить квитанцию больше, чем через шесть рабочих дней с даты направления требования, срок исполнения не продлят. Он составит стандартные восемь рабочих дней с даты получения требования, если в документе не предусмотрено больше времени на уплату налога (ст. 69 НК РФ).

Пример. Налоговая направила требование об уплате налога 10 января 2022 года и в этот же день получила подтверждение даты его отправки. Налогоплательщик должен в течение шести рабочих дней направить квитанцию (до 18 января включительно). Дата в квитанции будет датой получения требования. Если же квитанция не отправлена, датой получения требования будет считаться 18 января (шесть дней с даты направления требования).

Что будет с бумажными требованиями

Этим приказом ФНС сняла с себя обязанность направлять требование в бумажном виде, если налогоплательщику уже отправили его по ТКС. Ранее, если получатель не направлял квитанцию, инспекция обязана была выслать бумажное требование по почте.

Отказ в приеме требования

Требование не будет считаться полученным только если направить уведомление об отказе. Основанием для отказа могут быть следующие причины:

  • требование направлено по ошибке, так как адресовано другому лицу;
  • отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя;
  • направление документа не по утвержденному ФНС формату.

Экстерн автоматически проверяет все требования по этим основаниям. Если выполняется какое-либо из условий для отказа в приеме, формируется уведомление, которое налогоплательщику достаточно подписать и отправить.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий