Административное правонарушение: состав и квалификация
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В приведённом согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах
- прав граждан (глава 5);
- здоровья;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- общественной нравственности (глава 6);
- охраны собственности (глава 7);
- порядка управления (глава 19);
- общественного порядка и общественной безопасности (глава 20);
- и др.
Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.
Признаки административного правонарушения
Административное правонарушение обладает всеми указанными непосредственно в самой административно-правовой норме пятью обязательными признаками:
- деяние (действие или бездействие);
- противоправность;
- виновность;
- деяние физического или юридического лица;
- наказуемость.
Итак, под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определённой объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей человека, его чувства. Мыслительные процессы не регулируются правом.
Одним из главенствующих обязательных признаков правонарушения, вытекающим из самого термина, является противоправность, т. е. нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой раздела II (Особенной частью) КоАП РФ (ст. ст. 5.1 — 21.7) или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.
Виновность – важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным означает установить, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины.
Наказуемость – признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие – назначение административного наказания. Следовательно, наказуемость – это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за совершённое правонарушение. Кодексом предусмотрены также обстоятельства, исключающие деликтность деяния.
Понятие и элементы состава административного правонарушения
Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.
Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:
- Объект правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает лицо.
- Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
- Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста, или юридическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.
Понятие и содержание процесса квалификации административных правонарушений
В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершённого деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим квалификация административных правонарушений – это прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершённого деяния с признаками, включёнными законодателем в конструкцию определённого состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершённого деяния. Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности. Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:
а) возбуждения дела и административного расследования;
б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
в) обжалования и опротестования постановления по делу.
1. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объём информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай:
а) административное правонарушение;
в) дисциплинарный проступок;
г) гражданско-правовой деликт.
2. В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.
3. Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному даётся правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.
4. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.
При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).
Следующая статья
Что является административным проступком
Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.
Административный проступок и его отличия от уголовного преступления
Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.
Чем же отличается административное деяние от уголовного:
Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
Административный процесс более мобильный и простой.
Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.
Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение
Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.
Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.
Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).
Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:
таможенного и бюджетного права — 2 года;
деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.
Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.
Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры
Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.
Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.
1. Административные проступки против личности и гражданских прав:
В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
Оскорбление и дискриминация.
В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).
2. Административные проступки против общества:
Нарушение запрета курения.
Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
Нарушение правил дорожного движения.
Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).
3. Административные проступки против государства:
Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
Заведомо ложный вызов специализированных служб.
Проживание гражданина без паспорта.
Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
В области воинского учета.
Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.
Справочник охранника
- Профессия — Охранник
- Квалификационный экзамен охранника 2022
- Периодическая проверка охранника 2022
- Законодательство
- Правовая подготовка охранника
- Огневая подготовка охранника
- Тактико-специальная подготовка охранника
- Специальные средства в охранной деятельности
- Оказание первой помощи пострадавшим
- Гражданское оружие
- Руководителю ЧОП и СБ
Школа безопасности
- Советник от А до Я
- Защита прав потребителей
- Трудовой консультант
- Экстремальные ситуации
- Ребенок в экстремальной ситуации
- Безопасность на отдыхе
- Личная безопасность
- Правовая безопасность
- Безопасность жилья
- Безопасность и недвижимость
- Безопасность и автомобиль